Topic outline
О КУРСЕ
Программа повышения квалификации (ППК)
«Инструменты профилактики этнического и религиозного экстремизма в образовательной сфере и молодёжной среде»
ППК подготовлена в рамках деятельности Координационного центра по вопросам формирования у молодёжи активной гражданской позиции, предупреждения межнациональных и межконфессиональных конфликтов, противодействия идеологии терроризма и профилактики экстремизма федерального государственного бюджетного образовательного учреждения высшего образования «Саратовская государственная юридическая академия»
Основной задачей курса является актуализация и приобретение обучающимися теоретических и практико-ориентированных знаний о проявлениях этнического, религиозного экстремизма в образовательной среде, молодёжной сфере, о направлениях, особенностях их профилактики.
Знания, полученные в результате освоения курса, позволят:
- ориентироваться в основах межкультурного взаимодействия, этно-конфессиональных отношений;
- овладеть способами анализа и учёта этно-религиозного разнообразия в образовательной сфере;
- приобрести навыки социально-психологической диагностики, коррекции и информационно-аналитической оценки этно-конфессиональных экстремистских настроений в среде молодёжи;
- сформировать навыки организации и проведения социально-психологических, социально-педагогических мероприятий, направленных на разрешение проблем, возникающих при профилактике проявлений этнического и религиозного экстремизма в обозначенных сферах.
Для кого этот курс
Курс рассчитан на широкую аудиторию:
- представители административно-управленческого персонала и педагогические работники федеральных государственных бюджетных образовательных и автономных некоммерческих организаций, осуществляющих образовательную деятельность по реализации образовательных программ высшего и среднего профессионального образования; муниципальных общеобразовательных учреждений;
- представители органов и структур (министерств, департаментов, управлений, комитетов), осуществляющих деятельность по выработке и реализации государственной политики в сфере образования, молодёжной, национальной, миграционной политики и обеспечения национальной безопасности в субъектах РФ;
- а также иные лица, желающие получить дополнительную квалификацию и имеющие среднее профессиональное или высшее образование.
Формат и содержание курса
Обучение проходит в формате онлайн-курса, включающего:
- тематические видеолекции;
- дополнительные материалы (презентации лекций, список литературы, ссылки на источники для самостоятельного изучения, глоссарий);
- тестовые задания.
Предусмотрено итоговое контрольное тестирование по содержанию всего курса. Финальная оценка результатов обучения формируется на основе еженедельного контроля и данных итогового тестирования.
Тема 1. Феномен этнической идентичности: от этнонигилизма до этнофанатизма. Этностереотипы
- Определение и основные характеристики явления психологической идентичности.
- Основные характеристики этнической идентичности.
- Функции этнической идентичности.
- Типы этнической идентичности.
- Определение и функции этнических стереотипов.
Тема 2. Религия и религиозность современной молодёжи. Психология веры
- Трудности в определении дефиниции «религия».
- Социально-психологические функции религии.
- Психология веры.
- Мотивы обращения к религии.
- Понятие «религиозность».
Тема 3. Психологическая диагностика этнической идентичности и религиозности
- Методы психологического исследования.
- Анкетирование как метод диагностики этнической идентичности и религиозности.
- Тестирование как метод диагностики этнической идентичности и религиозности.
Тема 4. Дискриминационные установки по этническому, религиозному признаку и инструменты их профилактики
- Стереотипы, предрассудки и дискриминация в современном обществе.
- Виды, формы и предпосылки дискриминации. Понятие дискриминационных установок.
- Характеристики личности как детерминанты дискриминационной направленности.
- Коррекционно-профилактическая работа с молодежью.
Тема 5. Межэтнические отношения в молодёжной среде: специфика, формирование, типы
- Понятие межэтнических отношений.
- Уровни и типы межэтнических отношений.
- Факторы развития межэтнических отношений.
- Механизм развития межэтнических конфликтов.
- Специфика межэтнических отношений современной молодежи.
Тема 6. Религиозный экстремизм в молодёжной среде: особенности и источники
- Источники религиозного экстремизма в молодежной среде.
- Факторы привлекательности религиозных радикальных идей в молодёжной среде.
- Особенности распространения религиозного экстремизма в молодёжной среде.
Тема 8. Вступление молодежи в экстремистские организации: мотивация, экзистенциональные установки
- Вступление в экстремистские и террористические организации как стремление к удовлетворению экзистенциальных потребностей.
- Проблема мотивации экстремизма и терроризма.
- Симтомокомплекс индивидуально-личностных качеств, характеризующих террориста.
- Мотивация террористической деятельности.
Тема 9. Психические расстройства у участников этнических и религиозных экстремистских групп: виды, распространённость, профилактика
- Основные понятия темы.
- Факторы радикализации (факторы развития экстремистских тенденций).
- Распространенность психических расстройств.
- Классификации психических расстройств.
- Психические отклонения и психические расстройства.
- Меры направления и виды профилактической работы.
Тема 10. Социальные технологии мониторинга религиозно-экстремистских настроений
- Особенности социального мониторинга религиозно-экстремистских настроений.
- Определение отношения к светскому характеру государства.
- Выявление уровня общественной тревожности.
- Уровень поддержки религиозного экстремизма.
Тема 11. Коррекционно-профилактическая работа с молодежью, проявляющей признаки экстремистской активности
- Базовые документы, нацеленные на решение проблемы профилактики идеологии терроризма и экстремизма в Российской Федерации.
- Уровни профилактики и целевые группы молодежи.
- Современные технологии профилактики экстремизма.
- Уровни психологического воздействия и методы коррекционно-профилактической работы.
Тема 12. Использование религиозной символики и ношение религиозной одежды в образовательных учреждениях: Стандарты практики международных органов по правам человека
- Европейская конвенция по правам человека: обзор содержания, место в российской правовой системе.
- Европейский суд по правам человека (ЕСПЧ): общая характеристика организации и деятельности.
- Параметры ограничения прав человека в сфере религии и образования, гарантированных Европейской конвенцией.
- Дело Lautsi против Италии: обстоятельства, аргументы сторон, позиция ЕСПЧ.
- Дело Leyla Sahin против Турции: обстоятельства, аргументы сторон, позиция ЕСПЧ.
- Дело Osmanoǧlu and Kocabaş против Швейцарии : обстоятельства, аргументы сторон, позиция ЕСПЧ.
- Серия «французских» дел по ст. 9 Европейской конвенции: обстоятельства, аргументы сторон, позиция ЕСПЧ.
Тема 13. Международные стандарты и зарубежный опыт в профилактике этнического и религиозного экстремизма в образовательных организациях
- Международные основы противодействия этническому и религиозному экстремизму в образовательных организациях.
- Международные стандарты развития содержания образовательных программ в контексте профилактики этнического и религиозного экстремизма в образовательных организациях.
- Противодействие этническому и религиозному экстремизму в образовательных организациях в контексте прав человека.
- Позитивный зарубежный опыт по противодействию этническому и религиозному экстремизму в образовательных организациях.
Тема 14. Особенности профилактики распространения этноконфессионального экстремизма в подростково-молодёжной среде
- Подростково-молодежная среда как сфера распространения деструктивных идей.
- Проблемы межэтнического и межрелигиозного общения в подростково-молодежной среде.
- Профилактические мероприятия с молодежью и подростками по противодействию распространения этноконфессионального экстремизма.