Глоссарий
Специальные | А | Б | В | Г | Д | Е | Ё | Ж | З | И | К | Л | М | Н | О | П | Р | С | Т | У | Ф | Х | Ц | Ч | Ш | Щ | Э | Ю | Я | Все
Д |
---|
Дискриминациянегативное или предвзятое отношение к человеку, или лишение его определённых прав на основании наличия какого-то признака. | |
И |
---|
Ингрупповой фаворитизмфеномен межгруппового общения, который
выражается в высокой оценке ингруппы (когнитивный компонент), позитивных
чувствах по отношению к ней (аффективный компонент) и действиях, дающих ее
членам больше прав по сравнению с членами аутгруппы. | |
Интеграция групповаясогласованность,
упорядоченность и стабильность системы внутригрупповых процессов. | |
Н |
---|
Национальная определенность личностиэто органический сплав объективно существующих связей личности с данной
общностью и субъективного, личностного к ним отношения, отражение во
внутриличностной структуре национальных связей, выраженное в национальной
определенности личности, что в той или иной мере проявляется в национальном
самосознании. | |
Национальное самосознаниеосознание людьми своей принадлежности к определенной социально-этнической общности, осознание положения своей нации в системе общественных отношений, понимание национальных интересов, взаимоотношений своей нации с другими социально-этническими общностями, проявляющееся в идеях, чувствах, стремлениях. | |
Национальное сознаниеодна из форм группового сознания, система взглядов, идей, представлений этнической группы, возникающих на основе взаимодействия с другими этническими группами и отражающих ее знание о них, отношение к ним, а также состояние и формы самоосознания роли и места своей этнической группы. | |
Национальный характерсовокупность специфических психологических черт, ставших в большей или меньшей степени свойственными той или иной социально-этнической общности в конкретных историко-экономических, культурных и природных условиях ее развития. | |
П |
---|
Подражаниеодин из механизмов социализации, сущность которого заключается в стремлении человека воспроизводить воспринимаемое поведение других индивидов. Это стремление, имманентно свойственное каждому человеку, является особенно актуальным в детском возрасте и в условиях ресоциализации взрослого человека. | |
С |
---|
Социализацияусвоение и воспроизводство человеком социального опыта, необходимого для функционирования в качестве полноправного члена общества. В социализацию входят разнообразные социально-феноменологические процессы, посредством которых индивид усваивает систему знаний, норм, ценностей и становится личностью. Воспитание и обучение являются составной частью социализации. | |
Социальная категоризацияотнесение человеком окружающих его людей к тем или иным социальным группам — категориям. | |
Социальный контрольвлияние общества на установки, представления, ценности и идеалы человека, определяющие его поведение. Социальный контроль рассматривается также как механизм саморегуляции в социальной системе, действующий по принципу обратной связи, когда социальное управление влияет на факторы дестабилизации социальной системы с целью восстановления социальной стабилизации. Социальный контроль охватывает психологический, правовой, нравственный, экономический, политический и другие уровни социальной жизни. Он является абсолютным гарантом существования любых социальных систем. Проявляется через различные формы социального контроля: законы, табу, обычаи, традиции, моду, мораль, нравы, этикет, привычки и др. | |
Социальный стереотипупрощенное, схематизированное, характерное для сферы обыденного сознания представление о каком-либо социальном объекте. | |
Стереотипнабор личностных черт (признаков), приписываемых всем или большинству
членов социальной группы. | |
Т |
---|
Толерантностьотсутствие или
пониженная чувствительность к воздействию неблагоприятных факторов. | |
У |
---|
Убежденностьуверенность человека в
своей правоте, подтверждаемая соответствующими аргументами и фактами. | |